Именная прялка, икона эпохи пет­ров­ско­го ба­рок­ко и по­вой­ник с ле­ген­дой

Чем пополнился фонд «Малых Корел» в 2024 году?

Около 100 предметов поступило в основной фонд музея-заповедника «Малые Корелы» в течение 2024 года. Тематика комплектования традиционно относится к истории, культуре и этнографии Русского Севера конца XIX — начала XX вв.

В коллекцию «Древнерусская живопись» поступила храмовая икона «Спас Нерукотворный» из с. Сура Пинежского района. Она представляет высокую культурную ценность для музея-заповедника, являясь произведением живописи конца ХVIII века в стиле петровского барокко. Памятник уникален тонкой манерой исполнения.

Музейную коллекцию тканей пополнил пинежский повойник — традиционный головной убор замужних женщин конца XIX — первой половины ХХ вв. «По легенде, сопровождающей предмет, первой владелицей повойника была Ольга Андреевна Немирова (урож. Ряхина), уроженка д. Шардомень Никитинской волости Пинежского уезда Архангельской губернии, биография которой послужила писателю Фёдору Абрамову прототипом для создания персонажа Ольги (Ольки) Филиппьевны — главной героини рассказа «В Питер за сарафаном», — рассказала главный хранитель музея-заповедника «Малые Корелы» Марина Григорьева. Она подчеркнула, что коллекция женских головных уборов, бытовавших в Пинежском уезде, немногочисленна, что также говорит о ценности предмета.

Наиболее ценные предметы, поступившие в 2024 году в коллекцию «Дерево», — это прялка с важской росписью конца ХIХ века и плетёная из лозы кроватка-качалка конца XIX — начала XX вв. По словам Марины Григорьевой, ценность прялки из Шенкурского уезда в том, что сохранилась надпись, указывающая дату изготовления «4 января 1899 года» и имя владелицы: «АННЫ ДАНИЛОВНЫ ПОЗЬДЯКОВЫ». «А поступившая в фонды кроватка-качалка характерна для городского быта. Для коллекции музея-заповедника это редкий предмет», — подчеркнула главный хранитель.

В числе предметов, пополнивших музейную коллекцию «Металл», —швейная машинка Singer 1886 г. с ручным приводом в футляре и икона-миниатюра «Господь Вседержитель» начала XX века. «Платформа машинки выполнена в виде скрипки, поэтому такие модели называли „машинами Зингер на скрипичной основе“, — пояснила Марина Григорьева. — Металлическая икона на деревянной основе представляет собой так называемую „карманную“ (паломническую икону) для домашнего моления».

В коллекцию «Керамика, стекло» поступили кружка и тарелки, изготовленные до революции 1917 года на известных фарфоровых заводах И. Е. Кузнецова и М. С. Кузнецова — одних из старейших предприятий фарфоро-фаянсовой промышленности России.

Добавим, что в настоящее время фонды музея насчитывают более 27,5 тысяч предметов, представляющих историко-культурную и музейную ценность. Это собрания источников по традиционной культуре крестьянства Русского Севера XVI — нач. ХХ вв.: элементы северного народного костюма и лоскутное шитьё, предметы храмовой и домовой иконописи, колокола и церковная утварь, меднолитая пластика, книги кирилловского шрифта и рукописные книги, крестьянские промысловые суда, сухопутные средства передвижения, крестьянская бытовая и хозяйственная утварь и другие предметы, а также собрание предметов быта губернского города, которые бытовали и в крестьянской среде благодаря влиянию городской культуры.