В 25 километрах от Архангельска, близ деревни Малые Карелы, раскинулся музей деревянного зодчества и народного искусства
Место было выбрано неслучайно — в окрестностях Архангельска оно одно из самых живописных. Само название деревни говорит об истории этих мест. В XVII веке в результате русско-шведской войны западная Карелия отошла Швеции. Десятки тысяч православных карел начали покидать свою родину и двигаться на юго-восток, в Тверскую губернию, и на север, на западное побережье Белого моря и в низовья Северной Двины. И сейчас почти половина карельского народа живет в Тверской и Новгородской областях. Переселенцы, пришедшие в низовья Северной Двины, поселились на землях Лявленского монастыря и дали название двум деревням — Большие и Малые Корелы и речке Корелке. Переселенцы быстро обрусели, и теперь о происхождении местных жителей напоминают только названия деревень и речки.
Инициатива создания музея принадлежала главному архитектору Архангельской научно-реставрационной мастерской В. А. Лапину, изложившему в 1963 году в Министерстве культуры РСФСР программу его строительства. В качестве авторов генерального плана музея выступили московские архитекторы Б. В. Гнедовский и О. Г. Севан. Перевозка памятников началась в 1968 году, а 1 июня 1973 года перед первыми посетителями распахнулись ворота музея.
Согласно генеральному плану на территории музея шесть секторов. Каждый сектор представляет собой модель поселения с характерной для того или другого района планировкой и наиболее типичными постройками. В настоящее время сформировано четыре сектора. Это Каргопольско-Онежский, Двинской, Пинежский и Мезенский сектора. В них размещено 86 памятников: церкви, часовни, дома-дворы, амбары, мельницы, ледники, бани, даты постройки которых охватывает период c XVI до начала XX вв. В будущем предстоит строительство еще двух секторов — Важского и Поморского.
Над созданием музея трудился большой коллектив архитекторов, реставраторов и научных сотрудников. Проводилось сплошное обследование области для выявления наиболее интересных памятников и изучения культуры северорусского населения, сбора экспонатов. Более полувека научные сотрудники создают интерьеры изб и тематические выставки.
И хотя формирование музея-заповедника еще не закончено, но уже сейчас он является крупнейшим и интереснейшим музеем под открытым небом в России, а в 1996 году указом Президента Б. Н. Ельцина был занесен в список особо ценных объектов Российской Федерации.
В музее нашли отражение все грани богатейшей северорусской культуры, и в первую очередь крестьянская архитектура. Русский народ Севера внес достойный вклад в сокровищницу мировой культуры, создавая и сохраняя выдающиеся памятники народного зодчества. Еще в XVI—XVII вв. иностранные путешественники восхищались строительным мастерством русских плотников, возводивших избы, хоромы, храмы при помощи одного топора. При этом строители не пользовались проектами и планами, а опирались на собственный опыт и образцы, созданные предшественниками. Обычно храмы возводились на средства крестьянских общин. До наших дней сохранились «рядные грамоты», когда крестьянская община, нанимая артель мастеров, оговаривала в них лишь в общих чертах его тип (шатровый верх, круглая о восьми стенах), размеры и общую стоимость постройки. А дальше артель строила, как «мера и красота» подскажут. И так по всему северу возникали величественные храмовые ансамбли, организующие пространство всей округи. Имена большинства создателей выдающихся памятников неизвестны, но их творения свидетельствуют о таланте и мастерстве русских мастеров.
Интереснейшие архитектурные памятники, живописная природа давно сделали музей-заповедник любимейшим местом отдыха горожан и гостей города.